Новости

Отчёт секции драматургии и сценаристики СЛ РФ (2022)

Новости
Богатый на события 2022 год выдался бурным и для нашей секции. Мы держались вместе и старались изо всех сил творить полезные и добрые дела, фантастически необходимые здесь и сейчас. И, смотрите: у нас ведь получилось, а?

Представители секции традиционно участвовали в литературных, кино-, игровых конференциях и прочих конвентах, например, на Международной литературной конференции по вопросам фантастики «РосКон-2022», где презентовали первый артбук вселенной «Метрономикон».
Драматисты с «Метрономиконом» вообще дружат плотно и многостаночно: пишут рассказы, помогают наполнять контентом ресурсы проекта. И не намерены прекращать аномально прекрасное сотрудничество: с ноября секция неутомимо трудится над вторым томом.
Небольшой, но сплоченный десант напомнил о «Драмматике» на фестивале «УтришКон» – презентовали переиздания сборников «ЖивиДонбасс» и «ДонбассЖивет» в Новороссийске, провели небольшой рассказный семинар на самом конвенте.
Авторы «Драмматики» активно проявили себя в 8 сезоне литературно-музыкального проекта «Модель для сборки» на Soundstream: к концу декабря 2022 начитано уже 6 рассказов авторов нашей секции.
А уж что эти по-хорошему отмороженные креативом люди вытворяли на литературных пикниках МДС «Зеленая тропа» и на живых выступлениях к Хэллоуину и Новому году – в двух словах не передать. Поэтому почитайте отчеты участников и посмотрите фото от «Красок ветра».
Еще одним общим проектом для секции стал региональный семинар «Тольяттиполь». Сергей Чекмаев и Дарья Зарубина отобрали в рамках рассказного мастер-класса, прошедшего в Тольятти, лучшие произведения местных авторов, а драмматисты-фантасты уверенно поддержали сборник рассказами.

Группа бородатых и суровых (но добрых внутри) драмматических бруталов участвовала в организации и мероприятиях нескольких кинофестивалей:
– III Северо-Кавказского молодежного кинофестиваля «Кино Кавказ» в г. Нальчике и на горе Эльбрус,
– II Всероссийского фестиваля военно-патриотического кино для детей и молодежи «Потомки победителей» в г. Новороссийске,
– Регионального фестиваля патриотического кино «Под чистым небом» в Белгородской области.

В рамках лагеря «Театральная перспектива» для ребят с ограниченным возможностями здоровья драмматисты обучали молодых драматургов написанию сценариев – и результаты «лагерного» труда уже поставлены на большой сцене ДК «ЗиЛ».
Совместно с Донецкой республиканской библиотекой для молодежи реализовали масштабный проект «Читка» – драматургический эксперимент с привлечением профессиональных актеров. Для друзей из студии «Огненный рубеж» (Белгородская область) писали сценарный материал для цикла фронтовых короткометражек «Письма с фронта».

А еще неукротимые служители муз ездили запускать ракеты.
Ладно, не сами. Но смотрели во все глаза.
Делегация нашей секции посетила космодром Байконур, чтобы наблюдать за пуском ракеты-носителя (РКН) «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-20». Кричали «Поехали!» и махали руками. Ну, просто на всякий случай – мало ли что.
Запуск прошел успешно, и поэтому осенью представители секции отправили в космос еще одну ракету: «Протон-М» со спутником «Ангосат-2».

Также мы провели литературные встречи и тренинги:
– На конференции «Нарратив в играх» в рамках образовательных программ «Менеджмент игровых проектов» и «Основы нарративного дизайна в играх» Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ,
– В лагере лидерства Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»,
– На «Geek Picnic» – международном фестивале науки и технологий,
– В Центре военно-патриотического воспитания «Авангард»,
– На региональных семинарах «Мы выросли в России» в Омске, Каменск-Уральском и Петрозаводске.
– На мероприятиях всероссийской акции «Библионочь – 2022» в Москве и Новосибирске,
– В XI акции Республики Карелия «Город читает детям» (Петрозаводск),
– В работе масштабного приморского фестиваля «ЛиТР – Литература Тихоокеанской России» (гг. Владивосток и Находка),
– Во встречах со школьниками в рамках культурно-творческих занятий «Зову в свою профессию» и «Классные встречи» Всероссийского движения школьников,
– В библиотечном проекте «Литературные пятницы» библиотеки №69 и Северного Речного вокзала (Москва).

На VIII Книжном фестивале «Красная площадь» драмматисты выступили на мероприятии «Литературной газеты», посвященном писателям из ДНР и ЛНР «Мы из Донбасса!». А кроме фестивалей отжюрили и многочисленные конкурсы, среди прочих – «Литрес.Чтец», «Новые горизонты», «Чертова дюжина» и «Новая фантастика 2022».

В общем, не скучали от слова «совсем», что тут скажешь.
А теперь традиционно переходим на личности!

Алексей Гравицкий в уходящем году активно расширял фильмографию, как сценарист. Вышел финальный сезон сериала «Чикатило», написанный в соавторстве с Сергеем Волковым. Маньячная история буквально порвала платформу ОККО на «сотню маленьких медве...» чикатил.
Вышел сериал «Жизнь по вызову», наделавший не меньше шума на платформе КИОН. На Первом канале показали сериал «Янычар», добиравшийся до зрителя без малого десять лет. На большом экране Алексей отметился фильмом «Папы», одна из новелл которого также написана вместе с Волковым. В качестве креативного продюсера поработал на проектах «Чикатило», «На ощупь» и «Сны».
На литературном поприще Алексей тоже не бездельничал. Не считая переизданий, написал в соавторстве с Сергеем Волковым роман «Чикатило. Зверь в клетке» а в соавторстве с Дарьей Зарубиной – рассказ в сборник «Тольяттиполь».
Строит зловещие планы и далеко идущие козни.

Фалена Лысакова как один из создателей «Азбуки Донбасса» участвовала в телемостах, встречах, давала интервью, публиковала подборки стихов и эти самые стихи читала на различных мероприятиях. Проиллюстрировала «Азбуку Херсона» (готовится к выходу) и «Азбуку Карелии». Проиллюстрировала свою фантастическую повесть «Про пряности, снег и трели ветра. Путевые заметки странника по мирам». Повесть получила грант от Министерства Культуры РФ по представлению Союза литераторов, и издана в августе.
Стала героем выпуска документального сериала «Дневник с фронта» — «ДНЕВНИК №20. АЗБУКА». В общем, как и положено участнику творческого союза, активно развивалась не только на сценарном поприще, но и поработала художником, писателем и поэтом.

Главный жутолог и устрашолог «Драмматики» Олег Кожин в уходящем году издал авторские сборники «Шкаф с кошмарами» и «Игра в куклы», стал победителем премии «Мастера ужасов» в номинациях «Лучшая аудиокнига» и «Лучший сборник», похвастался выходом короткометражки «Момент истины» по одноименному рассказу.
В более мелких прегрешениях из-за врожденной скромности признаваться отказался.

Ольга Харитонова работала над мультсериалами со студиями «VZMAX Production», «Мастер-фильм», написала сценарий п/м «Безбожник» для студии ИСС Арт Медиа (г. Омск), написала сценарии мультфильмов для бренда «Агуша», акции «Мультики для почемуши» по стихам Анастасии Орловой, а также сценарий ролика «ДоброБум». Учила мультипликационной сценаристике на Библионочи в Новосибирске. Повесть «Автонизм» опубликована в серии «Новые имена» и в календарном сборнике фантастики «АСТ».
Ольга вообще в этом году победитель и чемпион. Выиграла литературный конкурс «Стилисты добра», XIII конкурс «Север – страна без границ». Стала победителем Всероссийского семинара-совещания молодых писателей «Мы выросли в России» (Омск,), финалистом литературной премии им. А.И. Казинцева, лауреатом Всероссийского молодежного литературного конкурса имени Д. Н. Кугультинова «Дайте, дайте первую удачу!», вошла в лонг-листы Международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман», Международной литературной премии имени А.И. Левитова, фестиваля им. Л.И. Ошанина и конкурса фантастического рассказа «Проект особого значения». А еще Ольга – лауреат IV международной литературной премии «ДИАС».
Участвовала в XII Всероссийском совещании молодых писателей, VI Ежегодном Всероссийском совещании молодых литераторов СПР и школе писательского мастерства Сибирского федерального округа.

А пока наш конкурсный стахановец Оля покоряла лонг и шорт-листы, Таисия Севрюкова, не отходя от литературно-сценарного станка, поступила в Красноярский государственный педагогический университет на филологический факультет.
Тая весь год активно работала для проекта «Метрономикон», поучаствовала во Всероссийском семинаре-совещании молодых писателей «Мы выросли в России – Омск» с пьесой «Новая правда короля».
Снялась в программе «Open Space: А что там за обложкой?» для Новосибирской областной юношеской библиотеки. В соавторстве с Сергеем Чекмаевым и Дарьей Зарубиной написала сценарий комикса «Trinity – Московская арка».

Светлана Некрасова попробовала себя в роли сценариста комикса, поработав с молодой, но перспективной компанией «Одаа». В планах – сделать цикл комиксов о русском супергерое, способном перевернуть горы во имя справедливости. На площадке родной Донецкой библиотеки для молодежи организовала масштабный проект «Читка» – стилизованные под театральную репетицию читки пьес участников «Драмматики». А еще на стихотворение Светланы театр-студия «4 этаж» сняла видеоверсию.
Некрасова много рассказывала о секции и Союзе на донецких радиостанциях. Посетила (онлайн и оффлайн) несколько литературных встреч, где общалась с писателями и читателями из разных регионов России. Например – «Ночь искусств» Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова и «Край родной» Липецкого отделения Союза писателей.

А вот Ирина Лазаренко отметила год новым романом – и не просто романом, а эпопеей «Дракоморте» (книга опубликована по президентскому гранту Министерства культуры РФ для творческих союзов). А еще Ира успела написать и опубликовать несколько рассказов.
Мало того – она прочитала лекцию об универсальных сюжетах на конференции по сценаристике в ВШЭ. Там же побывала в составе жюри игр, привезенных на конференцию МТР’ами (это как молодые талантливые авторы, только разработчики).
А еще работала как три вола, но где именно – не признается.

У Анны Дербеневой в 2022 вышли несколько рассказов: соавторский со Светланой Некрасовой – в сборнике «Тольяттиполь», в журнале «Наука и Жизнь» и несколько публикаций в ежегодном альманахе «Словесность». Для аудиоподкаста «Модель для Сборки» озвучен рассказ «Подъемная сила».
Иллюстрировала книги и сборники.
Также Анна принимала участие в общественных мероприятиях секции – от лекционной встречи «Зову в свою профессиию» до выезда на космодром Байконур.

Агния Романова тоже отжигала без пауз и отпусков. Вновь приняла участие во Всероссийском семинаре-совещании молодых писателей «Мы выросли в России» (в гг. Омск и Каменск-Уральский), по итогам выиграла грант на издание книги и выпустила сборник рассказов «Сквозь помехи». Посетила мероприятия Форума молодых писателей России и семинары СЭИП и журналов «Звезда» и «Знамя», а также арт-кластер Таврида, где участвовала в издательской программе.

Дарья Зарубина в этом году продолжала косплеить училку. Местами удачно. В педагогическом порыве вместе с Сергеем Чекмаевым сначала научила ребят с ограниченными возможностями здоровья писать сценарии на площадках творческого лагеря «Театральная перспектива», а позже – воспитывала словарем и добрым словом авторов рассказов о фантастическом Тольятти.
На УтришКоне неуемная Зарубина опять учила писать рассказы и редактировать самих себя, а осенью вообще провела целую серию тренингов по ораторскому искусству на различных студенческих форумах. Успела написать несколько статей о языке в журнал «Наука и жизнь», сценарий комикса в соавторстве с Таисией и Сергеем, несколько рассказов, три из которых были опубликованы.
А с сентября Дарья пытает детей литературой на постоянной основе – ведет молодежное литературное объединение «Физалис» на базе Ивановского отделения Союза писателей РФ (подпольно готовит драмматические кадры из самых юных и безбашенных, но мы, тсс, никому не расскажем!).

Шимун Врочек написал сценарии шести серий детективного сериала «Кулагины-2». Вышли две книги – фантастический роман о войне человечества с Ктулху «Война-56. Зов Лавкрафта» и детективный триллер «Доктор Чистота» (в соавторстве с Владимиром Мистюковым). Роман «Война-56» номинирован на премию «Новые Горизонты».
Шимун закончил сборник фантастических рассказов «Записки ночью из холодного отеля» и отправил в печать бумажное издание ностальгических историй «Мое советское детство». Три рассказа напечатаны в межавторских антологиях: «Наберу» (артбук «Метрономикон»), «Тайный клуб живых» (сборник «Найти себя. Лучшая российская фантастика 2023»), а рассказ «Ипотека» вышел в переводе на эстонский в сборнике «Läbi valu ja vaeva» («Сквозь боль и хлопоты»).

Далия Трускиновская призналась, что в серии «Сибериада» вышел ее совместный с Д. Федотовым роман «Сибирский гамбит». Помимо рассказов, озвученных в МДС, начитана и повесть «Лингводемон» в проект «Автостопом по фантастике».
Но вдохновение Далии неудержимо, в уходящем году она написала несколько рассказов и даже целую поэму «Раав», а также роман «Бешеная княжна», пьесу «Гадаринские свинопасы». И еще – половину книги под условным названием «Англичанка гадит». Это история русско-английских отношений, полный реестр всех британских пакостей.
В общем, предвкушаем и ждем.

Иван Наумов считает, что самым ярким воспоминанием года навсегда останется выезд делегации Союза Литераторов РФ в Байконур. Гости соприкоснулись с величием человеческой воли, научной и инженерной мысли. А самое вдохновляющее событие – выступление перед курсантами учебного центра «Авангард»: давно не приходилось сталкиваться с такой заинтересованной и неравнодушной аудиторией.
В качестве члена жюри Иван принял участие в фестивале военно-патриотического кино «Потомки Победителей» в Новороссийске и в кинопитчинге литературной премии «Новые горизонты» в Москве.
Повесть «Она говорит» получила премию литературных критиков «Малая филигрань». Рассказ «Мой фрактал» вышел в региональной антологии фантастики «Тольяттиполь», украшенной иллюстрациями юных тольяттинских художников.
Проект «Электронная библиотека Донбасса», в котором Иван вместе с другими авторами передал в безвозмездное пользование жителям ДНР свои произведения, награжден премией Общественной палаты РФ.
Почти на целый час оказался в эфире «Радио России» в программе «КультБригада: слово, смысл, литература» у замечательного ведущего Вячеслава Коновалова.

P.S. Иллюстрации к отчету сгенерировала нейросеть midjourney по тэгам «безудержный креатив», «трудовой подвиг» и «творческий союз». Так что не пугайтесь – в жизни мы гораздо симпатичнее, зато еще круче и безбашеннее!